Дети

Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях?

Written by manager

Если у ребенка родители выявили какие-либо речевые нарушения, им необходимо отвести его на прием к логопеду. Специалист разработает для такого пациента индивидуальную схему терапии, которая поможет правильно поставить звуки.

Также родителям будет рекомендовано в домашних условиях проводить малышу специальный массаж, который послужит мощным стимулятором к началу говорения.

Что это и для чего он нужен?

Логопедический массаж должен назначаться и проводиться специалистом. Но если у родителей нет возможности найти в своем городе врача-логопеда, или по каким-то другим причинам они не имеют возможности водить свое чадо на сеансы, им следует в домашних условиях делать несложные упражнения.

Цель таких занятий заключается в следующем:

  • повысить или расслабить тонус мускулатуры;
  • сформировать скоординированные движения неба, языка и других органов артикуляции;
  • исправить речевые нарушения.

Какова польза?

Польза от ежедневных занятий с малышом будет заключаться в следующем:

  1. Уменьшится слюнотечение.
  2. Снизится психо-эмоциональное перенапряжение.
  3. Произойдет корректировка звуков.
  4. Будет проведена работа над нормализацией показателей речевого дыхания.
  5. Откорректируются такие нарушения: дизартрия, голос, заикание, ринолалия.
  6. Произойдет увеличение тонуса мышечных тканей лица.
  7. Закрепится глоточный рефлекс.
  8. Улучшится состояние голоса и т. д.

Основные методики

В настоящее время применяются четыре основные методики логопедического массажа:

  1. Классическая. Осуществляется поглаживание, похлопывание, постукивание, вибрации, растирание.
  2. Точечная. Осуществляется прямое воздействие на биологически-активные участки.
  3. Сегментарно-рефлекторная. Движения позаимствованы из классической методики, но они выполняются на определенных зонах.
  4. Зондовая. Движения выполняются посредством специальных инструментов.

Показания

Показанием к проведению массажных процедур являются такие патологические состояния:

  1. Повышенное слюнотечение.
  2. Нарушение голоса. Малыш очень быстро устает во время беседы и жалуется на возникновение першения и болезненных ощущений в горле.
  3. Заикание.
  4. Психические расстройства, из-за которых ребенок не в состоянии правильно выговаривать слова.
  5. ДЦП.

В 2 года

Детки такой возрастной группы, как правило, только начинают произносить первые слова. Родителям следует обратить внимание на их произношение, на то, как они выговаривают сложные буквы.

Также следует учесть, что повышенное слюнотечение в этом возрасте не должно оставляться без внимания и списываться на прорезывание зубиков.

Это патологическое состояние является показанием к проведению логопедического массажа.

Виды

В домашних условиях родители могут выполнять несложные массажные движения:

  1. Языка. Перед началом массажных манипуляций младенцу придется расслабить все челюстные мышечные ткани. Также такое требование предъявляется к мышцам шеи и плечевого аппарата. Крайне важно убедиться в том, что ребеночек расслабил кончик язычка.
    В том случае если во время упражнений у малыша возникает рвотный рефлекс или происходит спазмирование, то мамочке следует массировать только кончик. Постепенно нужно заставлять ребеночка высовывать язычок, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта.
  2. Губ.
  3. Шеи. Все манипуляции необходимо выполнять за два часа до или после трапезы.
  4. Ушей. Комплекс специальных упражнений помогает стимулировать артикуляционный аппарат.
  5. Рук. Каждый пальчик младенца отвечает за конкретный орган.
    Например, указательный за ЖКТ, мизинчик за сердце, средний пальчик за позвоночный столб, безымянный за печенку, большой палец за мозг.
    Специалисты рекомендуют начинать массажные манипуляции именно с пальчиков, постепенно увеличивая область воздействия.
  6. Ложками.

Языка

Мамочкам необходимо действовать таким образом:

  1. Кончик язычка фиксируется двумя пальцами, после чего им выполняются движения вверх и вниз, налево и направо, вперед и назад.
  2. Поверхность языка, которому снизу нужно обеспечить поддержку, поглаживается посредством большого пальца.
  3. Создаются вибрации, для чего делаются неинтенсивные постукивания.
  4. Осуществляется массирование уздечки.
  5. Поверхность язычка поглаживается посредством кусочков тканей, имеющих разную текстуру.

Губ

Массажные движения, характерные для классической методики, нужно выполнять медленно и не очень интенсивно.

Поглаживания, пощипывания, постукивания повторяются минимум по пятьдесят раз.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щеткой

Для проведения ежедневных занятий следует задействовать зубную щетку, оснащенную мягкой щетиной.

Ворсистой стороной мамочка должна проводить по поверхности язычка, вырисовывая различные буквы.

Техника и условия для проведения

Чтобы в домашних условиях проводить эффективные занятия с ребенком, родители должны создать тишину и покой, так как в противном случае он будет постоянно отвлекаться.

В помещении должно быть достаточно светло, а также присутствовать доступ свежего воздуха. Руки родителя предварительно должны быть вымыты и продезинфицированы, согреты.

Первое занятие должно быть непродолжительным, максимум десять минут, чтобы малышу не стало скучно.

Постепенно временной промежуток, выделяемый для массажных упражнений, должен увеличиваться, и через неделю составлять минимум 25-ть минут.

Специалисты рекомендуют мамочкам провести с малышами не менее 15-ти сеансов.

Для них они должны приобрести в аптечных сетях растительные масла, которые являются гипоаллергенными.

Если занятия будут проводиться с грудничками, то следует задействовать стерильные перчатки и маски для предотвращения выделения из ЛОР-органов вирусов и бактерий.

Противопоказания

Противопоказанием к проведению логопедического массажа являются такие патологические состояния:

  1. Воспаленные лимфатические узлы.
  2. Чирьи.
  3. Кожные недуги, прогрессирующие в области губ и ротовой полости, лица.
  4. Герпес.
  5. Заболевания горла.
  6. Вирусные болезни.
  7. Стоматит.
  8. Конъюнктивиты.

Видео: Упражнения

Какие нарушения можно устранить?

Благодаря ежедневным занятиям мамочкам удастся добиться таких положительных результатов:

  • устранятся судороги;
  • исчезнет заикание;
  • нормализуется тонус артикуляционной мускулатуры;
  • активизируются мышцы речевого аппарата (периферического);
  • нормализуется речь и т. д.

Первые результаты будут заметны уже после пятого сеанса.

Если у малыша наблюдаются тяжелые речевые нарушения, то эффект от выполнения ежедневных массажных упражнений станет заметен уже на восьмом сеансе.

Дыхательная гимнастика

Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

  1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
  2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
  3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
  4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох.
    Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
  5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи.
    Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
  6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
  7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.

About the author

manager

Leave a Comment